Согласно ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании) при реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей для передачи по линиям связи указанной информации, взаимодействия обучающихся и педагогических работников (ч. 1 ст. 16 Закона об образовании).
Порядок применения дистанционных образовательных технологий (ДОТ) определен приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
При переходе на опосредованное (на расстоянии) взаимодействие обучающихся и педагогических работников целесообразно предусмотреть возможность включения в образовательную программу большого набора различных электронных элементов: форумов, тестов, заданий, глоссариев, опросов, анкет, чатов, лекций, семинаров, баз данных, электронных редакторов, схем и других ресурсов.
Образовательная организация самостоятельно определяет набор электронных ресурсов и приложений, которые допускаются в образовательном процессе, а также корректирует расписание занятий с учетом ресурсов, необходимых для реализации образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.
Формы электронного обучения и ресурсы для организации образовательного процесса на основе дистанционного взаимодействия с обучающимися
Для организации образовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий могут использоваться следующие методы и формы.
- Для организации обучения в режиме офлайн рекомендуется использовать потенциал цифровых образовательных платформ и сервисов:
— «Российская электронная школа» (РЭШ), созданная с целью обеспечения массового использования дидактических и методических образовательных ресурсов в образовательной деятельности всеми участниками образовательных отношений.
На портале РЭШ представлены рабочие программы по каждому предмету, календарное и тематическое планирование, конспекты уроков и дополнительные материалы по теме, например, виртуальные лабораторные работы, которые позволят наблюдать действие тех законов, о которых рассказывают в классе (https://resh.edu.ru);
— платформа группы компаний «Просвещение», предоставившая образовательным организациям бесплатный доступ к электронным версиям учебно-методических комплексов и сервисам цифровой образовательной среды Skyes. Доступ распространяется на сам учебник и специальные тренажеры для отработки и закрепления полученных знаний, инструкции для комфортного использования и интеграции цифровых решений в образовательный процесс (https://www.prosv.ru);
— LECTA — платформа корпорации «Российский учебник», сочетающая в себе обеспечение учащихся учебными материалами в электронной форме, инструментами контроля эффективности процесса обучения, тренажеров по подготовке в ГИА, аудио- и видеоприложений, интерактивных атласов и др.
— ЭОС «Русское слово» — облачный сервис среды, работающий онлайн и объединяющий в себе необходимый образовательный, издательский и пользовательский контент. На сегодняшний день бесплатный доступ к ЭОС «Русское слово» включает электронные формы учебников федерального перечня и рабочие тетради, методические пособия и интерактивные тренажёры, а также сторонние ресурсы и авторские материалы педагогов (http://russlo-edu.ru);
— Онлайн-библиотека издательства «Академкнига/Учебник» предоставляет бесплатный доступ к полному комплекту учебников и учебных пособий для обучения в режиме дистанционного обучения. Можно воспользоваться ресурсами индивидуально или объединиться в виртуальный класс (http://akademkniga.ru);
— Учи.ру — интерактивная образовательная платформа, соответствующая ФГОС и ПООП, значительно усиливающая классическое школьное образование. (https://lp.uchi.ru/distant-uchi);
— Онлайн-школа «Фоксфорд» для учеников 1−11-х классов, учителей и родителей.
На онлайн-курсах и индивидуальных занятиях учащиеся могут готовиться к ЕГЭ, ОГЭ, олимпиадам, изучать школьные предметы. Занятия ведут преподаватели МГУ, МФТИ, ВШЭ и других ведущих высших учебных заведений страны. В режиме удаленного доступа занятия подходят для углубления знаний по предметам и повторения учебных материалов (https://help.foxford.ru);
— реализация дистанционных образовательных технологий в образовательной организации в режиме офлайн-обучения также возможна с использованием цифровых образовательных платформ: «ЯКласс» (https://www.yaklass.ru), «Interneturok» (https://interneturok.ru) и др.
Для организации деятельности по оценке достижений и результатов обучения в электронной информационно-образовательной среде предлагается использовать тестовые и контрольно-измерительные материалы:
— ФГБУ «ФИОКО» https://fioco.ru;
— ФГБНУ «ФИПИ» http://www.fipi.ru;
— Online Test Pad https://onlinetestpad.com/ru/tests;
— Незнайка https://neznaika.info;
— Яндекс Репетитор https://yandex.ru/tutor/?exam_id=1;
— другие.
Применение в учебном процессе средств непосредственного дистанционного взаимодействия учителей и учащихся (проведение уроков и семинаров в онлайн-режиме). Рекомендуется к использованию и практическому применению: Skype-конференции (https://www.skype.com/ru/); Microsoft Teams-конференции (https://products.office.com/ru-ru/microsoft-teams/free?market=ru) — программное обеспечение для мгновенного обмена сообщениями и видеоконференциями.
Для обеспечения детей электронными ресурсами предлагаются сервисы ведущих государственных библиотек:
— сайт Российской государственной детской библиотеки (https://arch.rgdb.ru/xmlui/);
— сайт Областной детской библиотеки им. В.М. Величкиной (http://www.rodb-v.ru/).
По вопросам реализации перехода на дистанционное или электронное обучение для образовательных организаций открыты консультационные линии:
— на официальном сайте ФГАОУ ДПО «Центр реализации государственной образовательной политики и информационных технологий» (http://www.apkpro.ru);
— на официальном сайте ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО (http://ripkro.ru).
Примерный порядок действий образовательных организаций при реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
- Руководитель образовательной организации издает приказ о временном переходе на реализацию образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
- В образовательной организации создается банк имеющихся в электронном виде информационных и методических материалов по использованию электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
- Разрабатываются инструкции по использованию сервисов и инструментов для создания ресурсов, форумов, тестов, заданий, опросов, анкет, чатов, редактора «ленты времени», учебных материалов.
- Формируется список инструментов, которые рекомендуются преподавателям для проведения вебинаров, онлайн-консультирования, коллективного обсуждения и коллективного проектирования.
- Разрабатывается и размещается в открытом доступе регламент для обучающихся и педагогических работников по организации работы на платформах, в «виртуальных» и «совместных» группах.
- На сайте образовательной организации размещается расписание онлайн-занятий. Определяется, какие учебные дисциплины и междисциплинарные курсы могут осваиваться в свободном режиме самостоятельно.
- Занятия, которые требуют работы с лабораторным и иным оборудованием, переносятся на конец учебного года.
- Обеспечиваются организационно-педагогические условия использования контрольно-измерительных материалов и мониторинга образовательных достижений обучающихся.